Рабочая программа Основы предпринимательства

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Основы
предпринимательства» имеет социальную направленность. Она обеспечивает развитие
интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей обучающихся,
необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Актуальность программы обусловлена необходимостью решения одной из
важнейших задач современной школы при переходе к новому ФГОС, которая заключается
в формировании экономического мышления у школьников, направленного на развитие у
них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Изучение экономики и
применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы
определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве
потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и
государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и
повсеместно принимаемые ими экономические решения.
Особенностью данного курса внеурочной деятельности является его
интегрированный характер, который предполагает получение и использование
обучающимися знаний по обществознанию, экономике, праву, географии, экологии,
математике, этике, психологии. Интеграция в данном случае понимается не как сумма
отдельных знаний из различных предметных областей, а как освоение инструментов,
необходимых
для
достижения
положительных
результатов
при
занятии
предпринимательством. Таким образом, учитывается одна из особенностей современной
экономической науки – интегративность содержания знаний основных экономических
понятий, комплексность и взаимосвязь с другими науками.
Другой особенностью программы является то, что она предполагает анализ
современных проблемных экономических вопросов, прогнозирование развития
экономических процессов, их оценку. Программа предусматривает помощь будущему
гражданину в осознании своей роли и места в жизни, в преобразовании действительности
в условиях рыночной экономики, в формировании активной жизненной позиции.
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства»
основывается на следующих принципах:
- принципе научности, в соответствии с которым обучающиеся знакомятся с
современными методами получения, анализа и интерпретации информации;
- принципе последовательности и систематичности, так как изучение материала
производится последовательно (непрерывно), от частного к общему;
- принципе доступности: изучение содержания в рамках программы
осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой
дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая
способы деятельности); доступность базируется на организации познавательной
деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка;
- принципе сознательности и активности: метод проектов, заложенный в основе
программы, позволяет создать условия, способствующие формированию активного
отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность
постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности»;
- принципе связи теории и практики, согласно которому практика является
инструментом обучения.
Программа внеурочной деятельности адресована детям 13-15 лет. Для подростков
этого возраста привлекательны самостоятельные формы работы. Общественно-значимая
деятельность становится ведущей. Активное участие по ее осуществлению в процессе
работы над бизнес-проектами способствует удовлетворению потребности в
самостоятельности, самоутверждении, общении со сверстниками и взрослыми людьми.
Многие в это время уже испытывают потребность в профессиональном самоопределении,
2

что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Данная
программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий.
В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у
школьника разные способности.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Практическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей школьников. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения,
проектной и других видов деятельности.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности.
Срок реализации программы - 1 год. Объем программы курса – 35 часов (из
расчёта 1 час в неделю). Продолжительность занятий – 40 минут.
Цель программы внеурочной деятельности: формирование основ системы
теоретических и практических знаний, необходимых при самостоятельной
предпринимательской деятельности.
Задачи:
Познавательный аспект:
 познакомить обучающихся со сведениями об основных тенденциях и проблемах
социально-экономического развития России;
 способствовать формированию экономических понятий;
 сформировать представления о видах, формах и способах осуществления
предпринимательской деятельности;
 способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
 развивать умения получать
экономическую информацию и критически
осмысливать её, анализировать, систематизировать полученные данные;
 развивать комплексные умения и навыки, способы индивидуального действия
организатора собственного дела с учётом требования рынка.
Воспитательный аспект:
 воспитывать
необходимость
строгого
соблюдения
действующего
законодательства, гражданскую ответственность, уважительное отношение ко всем
социальным группам населения;
 способствовать осознанию важности сохранения окружающей среды при
организации самостоятельной деятельности;
 способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и
взаимная ответственность).
Материально-техническое
и
учебно-методическое
обеспечение
курса
внеурочной деятельности
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки.
Программное обеспечение: MicrosoftWindows, Word, PowerPoint, проигрыватели.
3

Учебно-методическое обеспечение программы:
Литература для учителя:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования
2.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2010.
3.
Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита-Пресс, 2013.
Литература для учащихся:
1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Вита-Пресс (любое издание)
2. Валигурский Д.И.Организация предпринимательской деятельности: Учебник.Издательство: Дашков и К, 2012 г.
3. Розанова Н.М. Моя фирма: Учебное пособие для 8-9 классов. – М.: Вита-Пресс,
2010
Электронные ресурсы:
1.
Справочно-правовая система – http://www.consultant.ru
2.
Основы
предпринимательства.
Дистанционный
курс
–
http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk
3.
Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности:
Учебник.- Издательство: Дашков и К, 2012 г. - [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.knigafund.ru/books/
4.
Балдин К.В., Воробьев С.Н.Управление рисками в предпринимательстве. Издательство: Дашков и К, 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.knigafund.ru/books/41964
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
экономического знания;
- сформированность субъектной позиции обучающегося (самоопределение и
самореализация в сфере экономических отношений);
- сформированность когнитивной и коммуникативной компетенций через
организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- готовность действовать в нестандартных ситуациях;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- умение самостоятельно осуществлять проекты, применять навыки устной
презентации;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
В результате учебной деятельности у обучающихся формируются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
4

- умение искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного
типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- умение применять полученные знания для определения рационального поведения;
- умение пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентациями
результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Предметные результаты:
- владение базовыми экономическими понятиями;
- владение приёмами анализа научно-познавательных и учебных текстов с
использованием экономических понятий;
- формирование основ экономических знаний о содержании, формах
предпринимательской деятельности, налогах, потребностях человека и общества, путях их
удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, расходах,
себестоимости продукции, прибыли, товарообменных процессах, конкуренции;
- владение знаниями об особенностях развития экономической сферы жизни
современного российского общества;
- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам;
- умение составлять и презентовать бизнес-план.
Формы контроля
- игровые занятия (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальные, групповые), опросники, анкетирование, тестирования,
презентации творческих работ.
Способами определения результативности программы являются диагностика,
проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического
наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности
Введение 1 ч.
Введение
Цели и задачи курса «Основыпредпринимательства». Общая структура и
примерное содержание курса. Понятия «предпринимательская деятельность» и «бизнес».
Раздел 1. Лидерство 1 ч.
Лидерство как предпосылка успешного бизнеса
Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской
деятельности.
Раздел 2. Правовые основы предпринимательской деятельности 4 ч.
Правовой статус предпринимателя
Юридическая база предпринимательской деятельности: Конституция РФ,
Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Права и обязанности предпринимателя.
Порядок регистрации предпринимательской деятельности
Государственная регистрация и лицензирование – необходимые условия занятия
легальным бизнесом. Документы, необходимые для регистрации предпринимательской
5

деятельности. Заявление о государственной регистрации. Открытие расчетного счета в
банке.
Налогообложение
Виды налогов. Системы налогообложения. Упрощенная система налогообложения
(УСН). Объект налогообложения – «доходы».
Раздел 3. Формы предпринимательской деятельности 4 ч.
Содержание предпринимательской деятельности.
Цели и задачи предпринимательской деятельности. Физические и юридические
лица. Основные виды предпринимательской деятельности. Основные этапы,
последовательность операций, циклы производства, основные факторы производства.
Формы предпринимательской деятельности
Формы организации малого бизнеса, их особенности, отличительные черты.
Структура, функции и характеристика основных форм: АО, Товарищество, ООО,
ОДО.
Индивидуальное предпринимательство
Основные
принципы
создания
и
функционирования
индивидуальной
предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и
отчетности.
Раздел 4. Расходы и прибыль 7 ч.
Расходы и себестоимость продукции
Расходы, способы их классификации и группировки. Расчет себестоимости
продукции. Факторы снижения затрат. Основные показатели себестоимости продукции.
Реклама - двигатель торговли.
Роль рекламы в продвижении и реализации товара или услуги. Сущность рекламы.
Предпринимательский риск
Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Уровни риска.
Сущность банкротства. Страхование.
Прибыль как показатель эффективности предпринимательской деятельности
Прибыль как цель предпринимательской деятельности. Её формирование и
распределение. Соотношение «затраты – объем производства – прибыль». Финансовые
показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность.
Раздел 5. Предпринимательство и экология 1ч.
Предпринимательство и экология
Охрана окружающей среды. Экологические проблемы. Положительные и
отрицательные последствия предпринимательской деятельности.
Раздел 6. Предпринимательская этика 1 ч.
Предпринимательская этика. Этикет делового общения
Общая характеристика делового общения. Имидж как средство делового общения.
Этикет делового человека. Этические принципы и нормы ведения дел.
Раздел 7. Тенденции экономического развития современной России 3 ч.
Основные направления развития российской экономики
Особенности развития экономической сферы жизни современного российского
общества. Основные направления развития экономики в России. Основные тенденции
развития малого и среднего бизнеса. Основные проблемы экономики России.
Раздел 8. Предпринимательское проектирование и бизнес-план 8 ч.
Структура предпринимательского проекта
Предпринимательский проект: содержание, структура, ценностно-смысловые
основы деятельности, анализ рисков проекта.
Инновационное предпринимательство
Направление инноваций и оценка инновационной предпринимательской
деятельности в России. Особенности формирования источников финансирования
инновационной деятельности.
6

Технология проведения маркетингового исследования
Маркетинг. Цели маркетинга. Анализ рынка спроса на новые товары и услуги,
выявление потребителей и их основных потребностей. Потенциальная ёмкость рынка.
Потенциальный объём продаж. Реальный объем продаж. Анализ конкурентоспособности
предприятия. Продвижение продукта на рынке.
Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес- плана
Типовая структура бизнес-плана предпринимательского проекта: титульная
страница, резюме, описание кампании, описание продукта или услуги, маркетинговый
анализ, стратегия продвижения продукта, план производства, финансовый план, анализ
рисков проекта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
МОДУЛЬ
Введение
Лидерство
Правовые основы предпринимательской деятельности
Формы предпринимательской деятельности
Расходы и прибыль
Предпринимательство и экология.
Предпринимательская этика
Тенденции экономического развития современной России
Предпринимательское проектирование и бизнес-план
Разработка бизнес-проектов
ИТОГО

Количество
часов по плану
1
1
4
4
7
1
1
3
8
5
35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
п/п

Тема занятия

1
2
3-4
5
6
7-8
9
10
11-12
13
14-15
16-17

Введение
Лидерство как предпосылка успешного бизнеса
Правовой статус предпринимателя
Порядок регистрации предпринимательской деятельности
Налогообложение
Содержание предпринимательской деятельности
Формы предпринимательской деятельности
Индивидуальное предпринимательство
Расходы и себестоимость продукции
Реклама - двигатель торговли
Предпринимательский риск
Прибыль как показатель эффективности предпринимательской
деятельности
Предпринимательство и экология
Предпринимательская этика. Этикет делового общения

18
19

Дата проведения

7

20-21
22
23-24
25
26-27
28-30
31-33
34-35

Основные направления развития российской экономики
Основные проблемы экономики России
Структура предпринимательского проекта
Инновационное предпринимательство
Технология проведения маркетингового исследования
Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес- плана
Работа над бизнес-проектом
Защита бизнес-проектов

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».